Кошик покупок (0)
У кошику порожньо!
Книга - исчезающий вид или "пища" для избранных

Книга - исчезающий вид или "пища" для избранных

257
0
18 Грудня, 2019

КНИГА - ИСЧЕЗАЮЩИЙ ВИД

ИЛИ «ПИЩА» ДЛЯ ИЗБРАННЫХ?

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

(Фрэнсис Бэкон.)


И. В. Шпак, А. О. Истомина

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.Введение. Книга - один из ценнейших продуктов Homo Sapiens.

2.Книга «вчера»:

2.1. «Стандартная» технология производства книги на рубеже XX и XXI веков.

2.2. Особенности изготовления уникальных и факсимильных изданий.

2.3. Известные механизмы распространения книжной продукции в конце ХХ века.

3.Книга «сегодня»:

3.1. Книга на бумажном носителе в эпоху электронной книги. 

3.2. Специфика технологии изготовления бумажной книги на новом этапе 

развития книжного производства.

3.3. Актуальные процессы реализации книжной продукции.


Введение
 
Книга как один из самых ценных продуктов деятельности Homo Sapiens, всегда была предметом пристального внимания просвещённой части общества, думающей о будущем и благополучии своих детей, близких и своей Родины. Именно поэтому о книге как таковой написано бессчетное количество статей и книг, снято множество фильмов, подготовлено TV и Radio передач. 

Интерес к «жизни» книги и того мира, который ее создаёт, понятен. Ведь на протяжении многих столетий книга оставалась тем основным инструментом, который позволял накапливать для будущих поколений все, что было создано человечеством в таких областях как знание, просвещение, вера и культура. К этому можно добавить и сохранение самой истории развития человечества как в масштабе отдельной личности, так и государства (от жизни отдельного индивидуума до масштабов всего общества), от поражений и неудач до маленьких и великих побед и успехов.

Так получилось, что с развитием человечества развивалась не только роль книги, но и ее внешняя форма. И сегодня многогранная «жизнь» книги имеет весьма и весьма различные образы.
Прежде, чем начинать говорить о книге как предмете настоящего рассмотрения, попробуем определить, что же сегодня понимают под таким привычным словом как «книга».
Как ни странно, но традиционным остаётся определение, изложенное в конце XIX - начале XX века в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Книга…соединение в одно целое листов бумаги, папируса, пергамента и пр. …» (т. ХV, стр. 453). 

И в XXI веке «всезнающая» Википедия определяет книгу практически так же: «Книга - это один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрационная) информация, имеющая объём более сорока восьми страниц и, как правило, твёрдый переплёт».
Правда, вывод о переплете на сегодня несколько устарел, но, в целом, совершенно объективно.

Итак, книга ещё в конце ХХ века - это, в основном, текст плюс графические и фотоматериалы в виде сброшюрованных тетрадей.
Научно-технический прогресс «предложил» нашей действительности ещё один вариант «консервации» и распространения информации - «электронную книгу», которая быстро вошла в нашу жизнь и завоевала своего читателя, особенно в среде молодежи. Так что некоторые «горячие головы» уже начали предсказывать конец эпохе «книги Гутенберга» - бумажной книге. Но всё оказалось совсем не так просто, как это виделось новоявленным «пророкам и предсказателям». Именно этой вот «непростоте» и посвящена настоящая статья.

2. КНИГА «ВЧЕРА»
 
2.1. «Стандартная» технология производства книги на рубеже XX и XXI веков.
 
Мы не предлагаем нашему читателю прослеживать всю историю книжного производства от эпохи Иоганна Гутенберга до наших дней, и не будем рассматривать сегмент учебной литературы. 
Для нашей статьи более актуальным будет лишь небольшой экскурс в совсем недалёкие прошлые годы, например, начиная с 1991-го. Это, с одной стороны, год обретения Украиной независимости, а с другой - период стремительного освоения самых современных технологий производства книг, который позволил сохранить достаточно высокий уровень всех видов книжного производства, включая школьные учебники и раритетную литературу. Сразу отметим, что в истории нашей Родины был период высочайшей степени «голода» на книжную продукцию, унаследованный нами от прошлой эпохи тотального дефицита. И как следствие, всем участникам «книжного процесса» казалось, что такой уровень «нужности» - это данность, полученная нами на века. Но действительность, как обычно это случается в нашей жизни, поставила основательный знак вопроса на этих надеждах.
Сложившаяся к настоящему времени схема создания любой книги достаточно проста:
Автор – Издатель – дизайн – макет – печать – постпечатные процессы – переплет – дистрибьюция – Читатель.

Попытка как-то изменить эту цепочку обязательно приведет к потере качества, содержания, оформления, цены – это подтверждается нашим 25-летним опытом.
К основным особенностям традиционного книжного производства «вообще» следует отнести то обстоятельство, что себестоимость производства одной книги уменьшается с ростом ее тиража. Это и понятно, ведь одно дело включить все технологические потери (которые присутствуют в любом проекте) в стоимость изготовления 1.000 экземпляров, а другое дело - 10.000 экземпляров. Во втором случае в каждую книгу нужно будет добавить в 10 раз меньше стоимости потерь. 
Следствием такого «экономико-технологического» феномена было то, что еще совсем недавно книжный тираж менее тысячи экземпляров, независимо от формата самой книги и формата печати (от А0 до А4), был нецелесообразен. При этом вопрос о востребованности той или иной книги если и возникал, то крайне редко: книги откровенно «разметали». Особенно те, которые ещё совсем недавно были в «дефиците».

Важно, что написание книги и подготовка ее макета в печать, несмотря на развитие компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения, оставались важнейшими составляющими работы над ней. 
Необходимо отметить, что все разговоры на тему об изменившихся временах, отсутствии талантливых писателей и «…это всё в прошлом» является не более, чем брюзжанием и совершенно не соответствует истине. Наш многолетний опыт говорит о том, что количество талантливых писателей ни в коем случае не уменьшилось. Просто, социально-экономические изменения в бывших советских республиках создали такие условия, что этот «творческий и очень нужный обществу отряд» временно востребован в недостаточной мере. Но, как у нас любят говорить: «…ещё не вечер!»

Следующий этап «жизни книги» - дизайн и верстка. В те «далекие 90-е прошлого века» вопросам дизайна уделялось ещё несколько меньше внимания, чем сегодня. И дизайнер обычно был больше верстальщиком книги, в нашем нынешнем понимании. Но, правда, вопрос о необходимости креативного дизайна все чаще давал о себе знать. Не можем не отметить, что много раз в нашей практике эта пара спецов (дизайнер и верстальщик) своими талантами и трудом спасала откровенно неудачный (по той или иной причине) книжный проект.

К началу 90-х (период, с которого «стартовало» наше рассмотрение) уже было внедрено в практику большое количество программного продукта «материализации» макета. К этому следует добавить и «100% готовность» печатного цеха как в листовом, так и роллевом офсете. Это позволило без особых проблем изготавливать не только черно-белые книги (в полиграфической терминологии - это книги с «1+1 запечаткой»), но и цветные книги или полноцветные («4+4 запечатка»). Естественно, что затраты на изготовление полноцветной книги увеличивались (почти в 4 раза).
Ещё раз обратим внимание на весьма важную деталь: независимо от типа печатной машины и всех последующих полиграфических затрат, стоимость одного книжного листа существенно уменьшалась при увеличении количества выпускаемых книг – тиража.

Весьма распространённым и любимым полиграфистами того времени выражением было: «Тираж - это наше все!».
Постпечатные процессы при таком производстве, включающие в себя все -  от фальцовки и подборки тетрадей до формирования окончательного книжного блока, - были представлены как полностью, так и частично автоматизированными устройствами. Часто можно было встретить ещё и ручные процессы. Эти процессы тоже входили как составная часть в стоимость изготовления книги.
Брошюровка на пружину, скобу или клей (термоклей) - это оформление внешнего вида книги или простейший вариант переплетных работ. Как по стоимости, так по временным затратам брошюровка незначительно увеличивала общую стоимость работ.

Что касается твердого переплёта, то здесь все было несколько сложней. И вот почему.
Во-первых, в большинстве вчерашних производств - это была ручная работа. В редких случаях - полуавтоматические комплексы. И только на больших производствах с постсоветскими «остатками» (типа фабрик «Заря», «Жовтень», АО «Книга») ещё оставались автоматические линии. 

Во-вторых, технологические возможности этих автоматических линий были крайне ограничены. Поэтому их работа (в основном) была сосредоточена на изготовлении школьных учебников и другой многотиражной литературы.
Именно поэтому высокохудожественные переплетные работы со сложными переплетными крышками (например, с выборочными лакировкой, тиснением или составной крышкой) в этот период были уделом только небольших предприятий с полуавтоматическим оборудованием или (чаще всего) с полным использованием ручных работ.
И вот, наконец, готовая книга у нас в руках! 

Как правило, вчерашних производителей мало интересовала дальнейшая судьба книги. Важно то, что в этом «вчерашнем» цикле «жизни книги» вопросы ее распространения даже не рассматривались, т. к. в те годы всё, что изготавливалось, в 100 случаях из 100, практически, мгновенно находило своего потребителя.
Приблизительно так «жили» все издательства и изготовители книг где-то до начала 2000-х. Это касалось и деятельности Издательского Дома «АДЕФ-Украина», который заявил о себе в 1995 году.
 
2.2. Особенности изготовления уникальных и факсимильных изданий.
 
Одной из основных особенностей Издательского Дома «АДЕФ-Украина» с момента его создания было стремление к изданию литературных произведений из серии: «вечным темам» достойное (соответственно, изысканное) оформление. Потребность в таких книгах во все времена была и остается достаточно высокой. Первым пробным шагом было переиздание уже «готовых», проверенных временем книг. И только потом был сделан переход к налаживанию процесса выпуска собственных и заказных книг, которые во все времена относились к литературным «жемчужинам» (не путать с «бестселлерами»). 

К наиболее ярким издательским проектам можно смело отнести издание поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» на грузинском и украинском языках и «Фархад и Ширин» Алишера Навои на арабском, узбекском и украинском языках. В обоих случаях перевод на украинский язык был сделан известным украинским поэтом Н. П. Бажаном. 

Несмотря на казалось «готовый» вариант исходных текстов этих известных произведений, как правило, в каждом конкретном издательском проекте речь не шла о какой-либо форме компиляции более ранних изданий. Например, при издании поэмы «Фархад и Ширин» пришлось доперевести около 30% текста, «потерянного» Николаем Платоновичем по «идеологическим причинам». Ведь в 1948 году присутствие Бога в такого рода произведениях было недопустимо. А основная идея произведений Навои состояла в том, что любовь и дружба были людям подарены именно Богом.

Поэтому в каждом конкретном случае казалось бы классического произведения, изданного ранее много раз, обязательно возникало какое-нибудь неожиданное препятствие.
Одним из самых грандиозных наших издательских проектов в этой череде «вечных издательских истин» была подготовка и изготовление факсимильной копии Пересопницкого Евангелия – (книги присяги президентов Украины), написанного в 1561 году и книги «Пересопницьке Євангеліє. Витоки і сьогодення». «Факсимильная» часть этого проекта была начата еще в 1994 году, а завершена лишь в 2008 году.
Работа над этим инициативным проектом потребовала, помимо привлечения всех («от мала до велика») сотрудников АДЕФа, участия ведущих специалистов ряда институтов Академии наук Украины, еще и создания специальной производственной базы в г. Буча Киевской области. Финансирование всего этого производилось только из собственных средств. 

К изданию Пересопницкого Евангелия на этапе готового макета подключилась Украинская Православная церковь.

И вот в 2008 году, в ознаменование 1020-летия крещения Киевской Руси, в Украинском Доме (в Киеве) состоялась первая презентация факсимильного издания Пересопницкого Евангелия. По мнению Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана), эта презентация стала одним из центральных событий, посвященных славному юбилею. И именно тогда впервые Пересопницкое Евангелие было наречено Украинской Первокнигой.
Многолетнее участие в таком масштабном и важном издательском «марафоне», протяженностью в 14 лет, позволило нам получить те основные знания и качества, которые необходимы для выполнения столь сложных, важных и ответственных работ. Это тот опыт, который можно приобрести, только принимая непосредственное участие в подобных проектах. 

Все это позволило нам лишь за 1 год, к празднованию в 2011 году 450-летия написания украинской Первокниги, подготовить ещё один оригинальный книжный раритет из этой серии: «Пересопницьке Євангеліє. Витоки і сьогодення». 
По мнению таких ведущих украинских учёных как академики П. П. Толочко и Н. Г. Жулинский этот издательский проект вошел в число самых значимых, созданных за годы Независимости Украины.
Все работы по изданию книги «Пересопницьке Євангеліє. Витоки і сьогодення» планировал финансировать губернатор Ровенской ОГА - Берташ В. М. По этому поводу был даже подписан соответствующий договор, но, … как это часто случалось в эпоху «руководства» Януковича, все это было обычным, как тогда говорили «лохотроном» или обманом.

За эту работу мы не только не получили обусловленных договором денег, но у нас в 2014 году «молодая» команда Порошенко приняла эстафету от команды Януковича. и успешно отняла отняла весь производственный комплекс в г. Буче. 
Все перипетии этого «цирка» с участием государственных чиновников самых высоких рангов, мы описали в статье «Покарані за Слово Боже і патріотизм», которая остается своеобразным бестселлером в диаспоральной прессе в память об эпохе «панування» Януковича.

В тот момент могло сложиться впечатление, что с АДЕФ-ом покончено… Но один из 12 классических постулатов о счастливой жизни, приписываемых Будде, гласит: «Самое достойное в жизни Человека – подняться после падения».
АДЕФ не только выдержал все эти испытания, но поднялся и продолжил свою издательскую миссию на качественно новом уровне (об этом несколько позже).
Несмотря на полное погружение в «проект века» - издание Пересопницкого Евангелия, - в этом же временном промежутке из 14 лет мы параллельно «дали путевку в жизнь» ещё более чем 300 различным изданиям.

2.3. Основные механизмы распространения книжной продукции в
конце ХХ века в Украине 
 
В конце ХХ века основу книжного распространения в Украине составляли еще книжные магазины, через которые продавалось до 60% всей книжной продукции. Отдельно следует рассматривать букинистическую книготорговлю, общества книголюбов, «Книга-почтой», локальные книжные ярмарки, хотя на начало ХХI века в мире уже действовало около 300 только больших книжных ярмарок, включая Франкфуртскую, Лейпцигскую и т. д.

Народ той страны, которой уже нет и частью которой была современная Украина, считался одним из самых читающих в мире. Яркой иллюстрацией, подтверждающей этот факт, могут служить типичные сцены во всех видах «того» общественного транспорта: массово читающее население: кто книгу, кто газету, а кто журнал. Более того, чтение было престижным занятием, а книга - ценным и вполне ликвидным подарком. Это породило весьма необычную ситуацию формирования социального статуса отдельной семьи, когда даже далекие от литературы граждане «той» страны считали своим долгом иметь в квартире собственную небольшую библиотеку. Особенно, когда в этой библиотеке были «дефицитные» подписные издания и книги из приложения к журналу «Огонёк».

Приблизительно со второй половины 80-х прошлого века ситуация постепенно начала изменяться: количество книг, которые пользовались неизменным успехом, существенно увеличилось и ещё вчера «дефицитный товар» стал предметом широкой торговли с рук. А в парке им. М. Фрунзе (район Куреневки г. Киева) возник импровизированный книжный клуб, а точнее, нелегальный книжный рынок, где можно было найти произведения все еще не признанных советской властью таких философов, писателей и поэтов как, например, Б. Л. Пастернак, Н. С. Гумилев, Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев, Сёрен Обю Кьеркегора, М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, В. В. Набоков, Е. С. Гинзбург и много-много других. Эти фамилии ласкали слух столичной рафинированной интеллигенции и примкнувшего к ней прогрессивного студенчества. Печатную продукцию реализовывали с прилавков, сколоченных на скорую руку, или просто с тротуара, в дождливую погоду прикрывая книги клеенкой. Грязь и лужи между рядами накрывали досками - поход за литературой превращался в захватывающее приключение на пересеченной местности.

Из-за периодических милицейских «наездов» в начале 1990-х торговля «интеллектуальной собственностью» перекочевала к станции метро «Петровка». И хотя официальной датой открытия книжного рынка считается 1 марта 1997 г., продавать издания здесь начали гораздо раньше - на месте нынешнего вещевого рынка, прозванного народом «книжкой». 

Впоследствии книжный рынок на Петровке несколько раз расширялся и перестраивался. Были созданы собственно «Книжка», «Букинист» и магазин «Читайка». Так вот, эти 1,5 тыс. стационарных торговых точек под крышей, где, кроме печатных изданий, продавали мелкую бытовую технику и аксессуары к ней, сувениры, а также музыку и кинофильмы, министерство торговли США включило в число 17 мировых пиратских рынков по продаже контрафактной продукции, наносящих наибольший ущерб интеллектуальным правам человечества.

Украинское книгоиздательство в ту пору не особо радовало читателей ни ассортиментом, ни объемами. Поэтому подавляющее большинство книг поставляла Москва. Отечественные торговцы везли из Киева в бывшую столицу Советского Союза продукты питания и бытовые мелочи. В обратном направлении отправлялись баулы с художественной и философской литературой, авангард и классика, эзотерика и психология, дизайн и архитектура, медицина и спорт, путеводители и карты, цветоводство и садоводство, медицинская и музыкальная литература, учебники и словари, детские, военные книги и многое другое. 

Книжному рынку вообще, а в тот период особенно, не была свойственна стабильность. Эпизодически возникал интерес то к автобиографическим произведениям «сильных мира сего», то к переводным бестселлерам, то к «откровениям» различных модных «вещунов-предсказателей» и т. д. К числу авторов, которые в то время вызывали наибольший читательский интерес, а значит и спрос, следует отнести Булгакова, Ефремова, Дэна Брауна, Пелевина, Маринину, Кинга, Роулинг, Акунина, Панова, Сильвию Дэй. Среди отечественных авторов – это Шкляр, Лина Костенко, Андрухович, Кокотюха, Саша Блоу и др., которые писали на «злободневные» темы, не поддерживаемые официозом.
Установившееся «динамическое» равновесие книжного спроса и предложения продолжалось до 1996 года, когда помимо роста количества «нужных» бумажных книг, в нашу повседневную жизнь стремительно ворвалась электронная книга и портативные устройства, предназначенные для ее чтения. 

Первые массовые устройства с электронными книгами 1998 года «рождения» (NuvoMedia и Softbook Press) имели монохромный LCD-экран. Последующие модификации были с полноцветными экранами и существенно расширенными функциональными возможностями. «Бездонная» база данных электронных книг и весьма простой доступ к ней плюс огромное количество различных устройств для чтения немедленно породили версию о том, что бумажный предшественник «приказал долго жить» и вот-вот исчезнет с прилавка.

Но…проходили годы, а ситуация с бумажной книгой если и изменилась, то только в сторону уменьшения тиражности. Более того, «усредненное по большому массиву продавцов и покупателей» мнение можно сформулировать следующим образом: «Та часть нашего народа, которая читала, так и продолжает читать бумажную книгу, в зависимости от уровня интеллекта и качества образования. Ни Интернет, ни электронная книга ничего не изменили. Конечно, планшет удобен во время путешествий или переездов, но он как-то не «вписывался» в домашнее чтение. И даже те читатели, которые интенсивно использовали гаджеты, продолжали покупать литературу в традиционном формате».
Электронная книга «съела» то, что называют карманным «чтивом»: детективы и любовные романы, а также справочную литературу и словари. Но, например, Федора Михайловича Достоевского с экрана монитора читать крайне сложно. Можно даже констатировать, что большая часть классики вошла в издания для «старомодной» домашней библиотеки (бумажной). 

Помимо своеобразной конкуренции между бумажной и электронной книгой падение динамики продаж в конце ХХ века на украинском рынке было еще связано с финансово-экономическим кризисом, особенно ощутимо ударившем именно по контингенту любителей книг и их чтения.

Так «ковыляя» то на одну, то на обе ноги украинский книжный рынок подошел к ХХI веку.

3. КНИГА СЕГОДНЯ
 
3.1. Книга на бумажном носителе в эпоху электронной книги.
 
Книги, которые по своему содержанию, уровню изготовления и оформления мы относим к разряду подарочных (элитарных), выпускаются нами под заказ ограниченными количествами. Иногда, даже и единичным экземплярами. Такая «вольность» стала возможной благодаря использованию цифровой печати (ч/б и цветной), а все остальные операции - традиционны с привлечением полуавтоматического оборудования. Кто-то скажет, что каждая книга получается дороже, чем при офсетной печати большим тиражом. 

Да, дороже! Но, во-первых, никто не подсчитывал, во сколько раз увеличивается цена одной многотиражной книги (или уровень потерь при различного рода дисконтах и распродажах), которая в течение большого срока (измеряемого часто годами) лежит то на складе, то на прилавке магазина, то Бог знает, где она еще может «путешествовать». 

Во-вторых, книги, которые мы называем элитными, желательно персонифицировать. Персонифицировать можно и многотиражную книгу, но это тоже будет стоить дорого даже, если речь идет о простейшей нумерации. 
И, наконец, в эпоху появления электронной книги говорить о необходимости многотиражной элитной книги как-то не приходится, так как необходимость бумажной книги для текущей учебы и ежедневной работы – предмет для серьезных размышлений (пока оставим в стороне учебную литературу, которая всегда была прерогативой госзаказа, и здесь всегда действовали законы, чаще всего не подчиняющиеся логике рыночной экономики).
Все это позволяет сделать вывод о том, что пришло время серьезно пересмотреть устаревшие представления о тиражах книжной продукции.  


3.2. Специфика технологии изготовления бумажной книги на новом этапе развития книжного производства.

Возьмём на себя смелость утверждать, что наши первые эксперименты с цифровым способом печати для «коротких» тиражей дали весьма интересный положительный результат.
Осваивая новое направление малотиражного книжного производства, мы нашли еще одно интересное применение нашим идеям. 
Рассмотрим несколько банальных житейских ситуаций.

Ситуация первая:
Перебирая семейные архивы, Вы совершенно случайно (или не совсем случайно) нашли записи Вашего папы или дедушки, или мамы, или бабушки, или … совсем не принципиально, кто написал то, что обязательно должно стать достоянием друзей, потомков и всех тех, кто в той или иной степени связан с Вашей семьей. Ведь все мы и каждый в отдельности строим свою семью и пишем ее историю. Вы понимаете, что этот текст должен быть серьезно дополнен визуальным рядом, т. е. семейными фотографиями, которых у Вас - или очень много, или очень мало.
Но, Вы не знаете, с чего начать и как сделать эту книгу Вашей семьи. Ведь при слове книга в воображении всегда возникают бумажные горы из большого количества книг, которые, как следует из нашего рассмотрения, ещё вчера было необходимо выпускать, чтобы стоимость одной книги была в каких-то приемлемых ценовых приделах! Правда, можно обойтись электронной книгой, которую можно записать на электронный носитель или «выложить» в Интернете.
Сразу уточним, что макет любой книги, независимо от носителя, готовится в электронном виде. Этот макет можно и нужно выставить в Интернете. Но вот пройдёт несколько лет и доступ к этой книге станет все сложнее и сложнее. Не говоря уже о том, что для ее просмотра нужен оперативный носитель, который не всегда у Вас под рукой, а различного рода «сбои» будут создавать все новые и новые сложности в доступе к этой книге. Все тоже самое относится и к книге на диске.
Резервный бумажный вариант семейной книги у Вас, у Ваших родственников и друзей все еще более универсален в плане коммуникации, сохранности и доступности.

Ситуация вторая:
Вы пишете стихи или прозу. И чувствуете, что у Вас получается. Но не знаете, как Ваше творчество будет воспринято обществом. Помимо этого, природная скромность, присущая большинству молодых авторов, сдерживает Вас и не даёт возможности приступить к изданию большого тиража. Желательно сделать книгу в законченном виде и издать ее в виде небольшого тиража для родственников и ближайших друзей. Это позволит многое понять, уточнить, а, в случае необходимости, изменить. И все это - с минимальными затратами.
Можно рассмотреть ещё много всяких частных случаев, но наша идея Вам понятна: если нужно сделать настоящую книгу в единичном экземпляре или очень небольшим тиражом, мы ждём Вас!

3.3. Актуальные процессы реализации книжной продукции.

К началу 2020 года в Украине, как и во всем мире, можно выделить несколько «стандартных» способов реализации книжной продукции:
1. Профильные интернет-магазины, среди которых лидером является Yakaboo, где можно купить как бумажную книгу, так и скачать ее в электронном формате.
2. Социальные сети, ориентированные на рекламу и продажи, с возможностью перехода по ссылке на Ваш сайт. 
3. «Старая» и проверенная временем торговля через книжные магазины, которых осталось весьма малое количество. И, несмотря на вывеску, торгуют в них между прочим ещё и тем, что, по большей части, никакого отношения к книгам не имеет.
4. Open Space – коммерческие пространства-клубы для времяпрепровождения, где организуют различные мероприятия и где существуют стойки с книгами на продажу.  
5. «Плановые» книжные ярмарки, а также выставки, приуроченные к конкретным датам (начало учебного года, знаменательные события и т. д.).
6. «Широкопрофильные» интернет-магазины, в которых продается «всё», включая книги. Понятно, что книжный ассортимент здесь весьма специфичен, и представлен он, в основном, бестселлерами, включая и откровенный ширпотреб.
7. Профильные музеи, в экспозициях которых представлены выдающиеся личности, а в сувенирных магазинах можно купить книги об этих людях.  
8. Постоянно действующие, но, по большей части, инициативные «блуждающие», книжные раскладки.

В этом смысле, хорошо «раскрученная» книга под заказ имеет существенное преимущество перед тиражной. Ей не нужна сеть реализации, но ей, естественно, нужна отлаженная информационная сеть и прямой путь к читателю.



257
0
18 Грудня, 2019
Ваш коментар буде першим