Компанія в пресі

Директор типографии VIP

Игорь Владимирович Шпак, 58 лет, директор Издательского Дома "Адеф-Украина" (г. Киев)

Как ни парадоксально, в Украине сегодня сложилась ситуация, когда удовольствие читать книги для многих стало очень дорогим удовольствием.

Книжный рынок для многих украинских граждан, вероятно, в ближайшее время станет еще большей роскошью из-за ограничений розничной продажи российской книги в Украину. Этот прогноз оправдается в том случае, если читательских надежд не оправдает украинский издатель и производитель.

Иллюзий о том, что мы сможем самостоятельно обеспечить украинский рынок качественной доступной книгой, у меня нет. И дело не только в том, что покупать права - удовольствие не из дешевых - продавать их нам тоже не спешат. В прошлом году Алла Олеговна Истомина, исполнительный директор ИД "АДЕФ-Украина" побывала на ХVIII Международной Московской книжной выставке. Нас заинтересовали три книги, на издание которых мы хотели бы купить авторское право. Однако получили от издательства отказ - их это не интересует, и цена, равно как и опасность несанкционированного ввоза книг в Украину, тут не играли никакой роли.

Украинский полиграфический рынок достаточно ограниченный - это счетное множество, как говорят в математике. Борьба за клиентов идет нешуточная. Многие полиграфисты рассчитывают на то, что со вступлением Украины в международные организации типа ЕС и ВТО, т. е. с исчезновением границ, к нам из-за рубежа придут заказы. У нас пока есть некоторое преимущество в цене на работы. Однако, не стоит забывать о том, что западные требования к качеству, сервису, срокам намного выше.

Покупать дорогую машину, которую нет возможности загрузить сейчас, лишь из расчета на предполагаемое радужное будущее - абсурд. Мнение, что для большинства заказчиков качество стоит на первом месте, ошибочно: нередко клиент, напечатав два-три хороших, качественных тиража, начинает искать вариант типографии подешевле. Таковы реалии работы на украинском рынке.

Приобретая оборудование, необходимо ориентироваться на "нишу", которую ты уже занимаешь или имеешь высокие шансы завоевать. Мы упорно 10 лет осваивали формат В3, где, как нам кажется, добились определенных результатов. У нас есть 5-летний план нашего стратегического развития. Сегодня мы делаем всё необходимое для реализации этого плана в жизнь. Если наши расчеты правильны - перейдем к "покорению" следующих вершин.

В Украине крупные тиражи книг - редкость. Владельцы серьезных книжных линий типа Muller Martini и Kolbus с производительностью до 4 тыс. книг/час рискуют их просто-напросто не загрузить. Наиболее оптимальный для украинского рынка полуавтоматический вариант предлагают две компании - итальянская Zechini и немецкая Schmedt. На комплексе Schmedt, который установлен в нашей типографии, мы можем выпускать около 5 тыс. книг в неделю.

Можно гоняться за выгодным бизнесом, но куда интереснее бизнес сделать выгодным. На мой взгляд, успешная типография - та, которая сформировалась на рынке как узко ориентированное предприятие, прибилась к какому-то берегу. Сегодня на нашей ниве быть всеядным уже невозможно. Это и есть самое сложное: продумать стратегию развития предприятия, на основании которой последовательно определять тактику, а не бросаться из одной крайности в другую, идя на поводу у коллег-конкурентов.

Офсетных машин в Украине - тьма, а настоящей техники - мало. Низкая цена оттиска, к сожалению, сформирована "металлоломом", который завозился и завозится в большом количестве. Серьезные инвестиции в виде современной техники при формировании цены участия не принимали. Поэтому перед покупкой настоящего полиграфического и технологического Hi-Тech необходимо очень тщательноо взвесить все "за" и "против".

Над проектом здания собственной типографии наша команда работала два года. В него вложены большие финансовые ресурсы. Конечно, можно купить много-много-секционный "Speedmaster", но если вы работаете на арендованной площади - грош вам цена. И только на своей территории Вы можете развивать долгосрочную программу.

Задания на такие значимые проекты, как современная типография необходимо формировать самостоятельно, а их проектирование должны выполниять профильные специалисты из большого количества отраслей. Покупка сегодня готового неспециализированного здания - это только для полиграфического "металлолома". Технологический проект нашей типографии разрабатывался восемь месяцев совместно со специалистами компании "ОргБумПрект". Сюда следует добавить еще добрый десяток смежных проектов и сотню всяческих разрешений.

Мы попытались доказать, что следовать установленным правилам и нормам можно: требуется расчет по вентиляции и кондиционированию - мы его осуществили, необходимо обеспечить пожарную безопасность - сделали. К сожалению, это очень дорогие мероприятия. Но неизвестно, что дороже: губить здоровье сотрудников и каждый раз дрожать при виде очередного инспектора или обезопасить себя и своих сотрудников раз и навсегда.

Люди часто не умеют или не хотят смотреть хотя бы на несколько шагов вперед.

Трудно не задумываться о перспективах нашей отрасли. Сейчас у всех на устах аббревиатуры НАТО, ВТО, ЕС. Интеграция с сильными мира сего - звучит гордо, но я бы не воспринимал эту перспективу чересчур оптимистично.

Со вступлением во Всемирную Торговую Организацию, не говоря уже о Евросоюзе, то раздолье для полиграфической промышленности, которое существует сегодня, закончится. Как только будут сняты таможенные барьеры и отменены привилегии для национального производителя, к нам наперегонки рванут очень многие производители. Например, Польша и Китай. Уже сегодня западноевропейским производителям книги конкурировать с китайскими производителями очень трудно. Появление на этом рынке украинских производителей вряд ли "украсит" ситуацию: еще один конкурент.

В этих условиях выживут наиболее "гибкие" компании, которые помимо того, что знают специфику своего рынка, имеют в нем "ниши", умеют работать, еще умеют и считать. Такие в Украине есть, но их немного. И это не обязательно "гранды" отрасли - у более мелких типографий при умелом, современном менеджменте тоже есть шанс, тем более, что им свойственны маневренность и гибкость. На рынке однозначно останутся полиграфисты, имеющие сильные функциональные связи с конкретными производителями: упаковщики, этикеточники, газетчики.

Таковы, на мой взгляд, реальные перспективы входа в ВТО. Но мы к ним готовы. И морально, и финансово, и стратегически.

Будущего для всех не существует. Оно есть у тех, кто умеет думать. Чтобы принимать правильные решения, нужно ориентироваться в ситуации, вариться в этом "соусе" изо дня в день, жить этим. Просто командовать не получится - во все необходимо вникать лично, и никак иначе.

Я очень ценю и дорожу мнением людей, работающих в нашей компании. Большой плюс нашего предприятия - это внедренная система менеджмента предприятия. Она помогает нам жить и смотреть вперед.

Мне интересно жить, развиваться, осваивать новые вершины. Я всегда очень много работал, не задумываясь о том, что все мы изнашиваемся. Но сейчас пониманию, что надо правильно распределять свои силы и иногда усмирять свои амбиции. Научится делать все в меру - это очень трудная задача, особенно для тех, кто привык отдаваться делу до конца.

ВИЗИТКА
Игорь Шпак (58), директор Издательского Дома "АДЕФ-Украина"
День рождения: 29 марта.
Образование: высшее - окончил факультет радиофизики и электроники Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко.
Карьера: до 1992 г. - старший научный сотрудник радиофизического факультета Киевского университета им. Шевченко; 1992-1995 гг. - директор МП "ИТЭМ"; с 1995 г. - директор ИД "АДЕФ-Украина".
Жизненная философия: "Мы пришли в этот Мир для того, чтобы делать его лучше и добрее".
Увлечения: радиоспорт, музыка, живопись, книги, прогулки с собакой
Семейное положение: женат, взрослая дочь.

О КОМПАНИИ
Издательский Дом "АДЕФ-Украина" (г. Киев)
Дата образования: 12 октября 1995 г.
Производственные мощности:
· препресс: компьютеры "Hellett-Packard" и "Apple", принтер "Epson", фотонаборный автомат фирмы "VIP", копировальная рама Baher 3081, проявочный процессор Interplater 66;
· пресс: Heidelberg GTO-52-2 ZP-S, Heidelberg SМ 52-4 H;
· постпресс: листоподборная станция С.P. Bourg Modullen; ниткошвейная машина БНШ-6; машины для бесшвейного клеевого скрепления Horison BQ-460, С.P. Bourg BB 3001; резальные машины Polar 78 ED и Polar 78 EC; тигельный пресс TMYK 720M; фальцевальная машина Heidelberg Stahlfolder Ti-52; картонорезательная машина; пресса для обжима корешка блока книги, а также книги в целом (производства Харькова); комплекс по изготовлению книг в твердом переплете H.-H. Schmedt K.; машина для упаковки в термоусадочную пленку.
Численность персонала: 70 человек.
Общая площадь производственных помещений: 350 м2.
Основные клиенты: информация конфиденциальна.
Основная продукция: книги, журналы, широкий спектр рекламной продукции исключительно в формате В3.