Компанія в пресі

На мировом рынке календарей - сплошной креатив


МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

На мировом рынке календарей - сплошной креатив! Больше всех в этом году удивила японская ювелирная компания Ginza Tanaka, создавшая календарь на 2007 г. ... из чистого золота. Этот шедевр представляет собой золотой лист миллиметровой толщины с календарной разметкой. Уникальность творения не только в его драгоценности и высокой стоимости ($171 тыс.), но и практичности: "фасад" прекрасно отражает свет и может служить зеркалом. Вырос спрос на винтажные календари ($30-50), популярные в 1950-х гг. и очень похожие на "вечные" переворачивающиеся советские календари из нержавейки. А мексиканская компания Colorado Springs and Pueblo Cо предложила преподнести бизнес-партнерам сделанный и расписанный вручную круглый глиняный календарь ($19), точь-в-точь имитирующий легендарные календари ацтеков.

Самый известный суперэксклюзивный календарь изобрел "дизайнер" Робинзон Крузо, ежедневно делая зарубки на деревьях, коих извел немеряно, нанеся за 28 лет жизни на необитаемом острове около 10 тыс. меток. Конечно, такой календарь в многоэтажке не вырастишь, но уж очень хочется чего-нибудь креативненького. Надоело покупать календари с фотографиями видов карпатских водопадов или животного-символа очередного наступающего года. Никто не против хрюшек (тем более в Год Свиньи) и пейзажей, но многие обрадовались бы невиданной календарной экзотике, вплоть до зарубок на пальме в своем зимнем саду, либо изысканно-стильному дополнению к интерьеру со стразами и перьями.

"Зарубки" на бамбуке

"Пальм-календарей на 2007 год у нас нет, - "огорчила" Наталья Хлызова, управляющая магазином Waw Shop торговой сети "Презента" . - Могу заменить креативными календарями-сувенирами молодежной и бизнес категорий. Бизнесмены имеют календари в мобилках и компьютерах, а вот отвлечься от напряженной работы желают" . Для отвлечения или, наоборот, сосредоточения очень подойдут стильные календари из черного и прозрачного пластика, где дату нужно вручную выставлять ежедневно с помощью специальных кнопочек. Или же "календарь Робинзона" , который "ВД" удалось-таки отыскать: там отметки чисел проставлены на палочках бамбука - модного нынче материала.

По словам специалистов, сегодня в мире авторский дизайн календарей побеждает традиционный функционализм и обезличенность, а сама конструкция выступает в качестве элемента дизайна. И если маленькие карманные календарики лишь поменяли бумажное "платье" на пластиковое или металлическое, то настольные обрели конфигурации домиков, шалашей, колец, лесенок, мельниц с использованием различных конструкторских новшеств - аппликаций, перемещающихся окошек, стрелок, кнопок, рычажков, нескольких наборов календарных сеток (вплоть до вечного, лунного или астрономического в одной "обойме" ).

Популярны календари-гибриды - календари-"сейфы" (со шкатулкой рядом), календари-визитницы, календари-часы, календари-картины. Дизайнерам есть где разгуляться: стразы и камни Сваровски, бисер и сухоцветы, вышивка и натуральное дерево, перья, бусинки, кружево. Лишь бы заказали. Вечные календари, созданные из пластика или металла, скорее напоминают головоломки, похожие то на кубик Рубика, то вообще на непонятные конструкции, в которых без специального образования или длительной тренировки и не разберешься.

Настоящие чудеса проделывает полиграфия, в распоряжении которой самые разнообразные дизайнерские картоны и технологии, позволяющие переносить календарь на любой материал. Отчего настенные календари приобрели бесконечное разнообразие форм, вариаций материалов. Как следствие - повышенное эмоциональное воздействие на зрителя, превращение в вещь-размышление о времени. Сегодня на 12 листах-месяцах разворачиваются целые поэмы в образах.

...На стене - картина Моне "Дама с зонтиком, повернувшаяся направо" в раме "под старину" , удачно гармонирующая со стилем комнаты и создающая особую романтичную ретро-ауру. Смущают лишь изящно изогнутые цифирки и буковки внизу "на травке" , напоминающие о числе и месяце текущего года. Да это же календарь! Он будто выведен рукою великого художника! Эклектика различных технологий (не только полиграфических) в издании календарей приводит к уникальным результатам. И, главное, - издаваясь типографским способом, многие календари остаются эксклюзивными: возможен тираж в один-два экземпляра.

Крепдешиновое чудо

Появились календари, тисненные на коже, вышитые на ткани крестиком или гладью, отпечатанные на холсте в виде древних манускриптов. Полиграфия предлагает уникальные возможности объемной печати: можно воссоздать картину, на которой виден каждый мазок краски, или барельеф, каждая линия которого будет повторена благодаря тиснению, а части "мрамора" заблестят, как под лучами солнца, с помощью лака. Календарь "С днем рождения, Вечность!" поделен на три блокнотика: в одном - стихи, в другом - календарь, в третьем - фотографии ювелирных украшений. Металлизированная краска создает иллюзию блеска золота, серебра и драгоценных камней.

Изысканными же календари делает разноцветный дизайнерский картон с разным тиснением - от простых односторонних "сеточки" и "волны" до двухстороннего "мороза" и "скорлупы" . Он может выглядеть как настоящая ткань - текстура картона даже напоминает ее на ощупь (что видно также из названий - Ultrawhite "лен" , Majestic "крепдешин" , Nettuno "микровельвет" , а картон Keaykolour напоминает мелковолокнистую шерсть!).


Немелованный высококачественный тисненый картон с его разнообразной фактурой пригоден как для печатных методов (офсет, шелкография, конгрев, горячее тиснение фольгой), так и для послепечатной обработки (лакировка, высечка - когда обложке придается какая-то форма: часов, домика, церкви, дворца). Цифровая печать, кроме известных эффектов, персонифицирует каждый календарь - есть возможность при печати вносить изменения в каждый экземпляр или издать его в единственном числе (до 1000 грн.).

Календари авторского исполнения приобрести в продаже, как открытки ручной работы, невозможно - это невыгодно для производителя. Хотя отпечатать календарь на бумаге ручной работы с вкраплениями, скажем, из цветов и листьев или имитирующей бумагу для акварели - не проблема.

Калька и объем

Каждый год меняется мода не только на бумагу, но и на технологии. В этом году предпочтение отдается кальке, что совпадает с мировой тенденцией. "Часто заказывают матовые поверхности (дорогие сорта матовых бумаг, матовую припрессовку, матовые лаки), - рассказывает Владимир Каширин, менеджер типографии "Друкар Теч" . - Прибегают и к использованию УФ-лакировки" . А вот мировая мода на дизайнерский картон "Пергамент" , изображение на котором имитирует древние рукописи, до нас еще не докатилась.

"Стильный календарь - это талантливый дизайнер, а возможности суперкалендаря сегодня не ограничены" , - уверена Екатерина Осипова, менеджер отдела оперативной полиграфии рекламного агентства "Спринтер" . Специалисты жалуются: заказчики, желая выпустить суперкалендарь, пытаются обойтись без дизайнера или ценят его работу слишком низко, а потом удивляются, почему эксклюзив не получился. "Современного бизнесмена удовлетворяет календарь, выдержанный в стиле предприятия (если он предназначен для его офиса) или нейтрального дизайна (если календари делаются для партнеров), - говорит г-жа Осипова. - На такие календари наносят тиснение золотом или серебром (фольга), защитный лак (матовый или глянцевый). Чаще всего заказываются обычные квартальные календари на трех пружинах (в среднем 14-15 грн. за экземпляр). Можно разработать индивидуальную сетку (отрывные месяцы), тогда календарь становится более оригинальным, а цена увеличивается приблизительно в два с половиной раза. Таких заказов - до 40%. Эксклюзивными называют большие перекидные календари, в которых каждый месяц разработан в корпоративном стиле (до 50 грн. за экз.) Таких заказов меньше всего - 15%" .

"Современные технологии сегодня позволяют создавать самые необычные календари, в том числе благодаря творческому сотрудничеству с коллегами других профессий" , - сообщила технолог типографии издательства "Такi справи" Елена Колесник.

Наметилась тенденция (она не стала еще модой) индивидуализации календаря для создания особой атмосферы в доме. Но то ли фантазии у нас не хватает, то ли боимся ее проявить, то ли не считаем пока нужным тратить деньги на шикарный календарь, - но эффектных моделей у нас мало. Однако специалисты уверены, что скоро украинцы поймут, что пользоваться календарями - модно, дарить их - престижно. Поэтому абсолютно логичным выглядит плавный переход процесса покупки в процесс индивидуального заказа.

МНЕНИЕ.

АЛЛА ИСТОМИНА. Исполнительный директор издательского дома "АДЕФ-Украина"

- Одна из модных тенденций сезона - изготовление красивых упаковок для календарей (картонных коробок с припрессовкой фольги и высечкой, пластиковых папок, различной формы футляров). Однако упаковка обойдется заказчику в 60-70% стоимости календаря. Мы можем использовать различные современные технологии. Так, технология Saphira Dripp Off - оригинальная разработка компании Гейдельберг (Германия) - экологически безопасна и экономически выгодна. Используя ее при выпуске календаря "Мир в капле воды" , мы можем добиться сразу (при печати) эффекта выборочного лака рядом с уникальными фотографиями структуры образцов питьевой воды, производимой в Украине.

МНЕНИЕ.

МАРГАРИТА ГАЗУБЕЙ. Дизайнер рекламного агентства "Банк заМЕЧТАтельных идей"

- Развитие календарей сегодня пошло по новому пути: они превращаются в украшение для интерьера (календарь-картина), современный креативный элемент с необычной конструкцией, произведение искусства с СD-дисками, бантиками, камнями Сваровски или сухоцветами. Создание объемных и анимированных изображений - одна из последних тенденций. Модно использовать лентикулярную печать. В ее основе - нанесение изображения на лист экструдированного пластика, на одной стороне которого вытиснено микрорифление (лентикулы). Получаются переливающиеся картинки. Добиться можно сложнейших эффектов не только на карманных календариках, открытках или плакатах, но даже на пластиковых стаканчиках и обложках глянцевых журналов.

МНЕНИЕ.

ЕЛЕНА РЕПКИНА. Директор экспресс-типографии "Эпос"

- Новая тенденция - украшение гравертоном, то есть изображением или надписью на металле. Очень эффектно смотрится календарь на оружейную тематику с таким изображением, однако эта технология не из дешевых. Один из самых прогрессивных технологических процессов - оригинальная высечка календаря, с помощью которой можно создать объемную форму любого предмета или здания. Часто заказывают календари с использованием дизайнерской кальки разных видов с вкраплениями разных частичек - матовых, цветных, металлизированных - и без них. В Украине дизайн календарей очень зависит от моды. Оригинальные изделия заказывают нечасто: выполнение такого заказа требует участия грамотного технолога, дополнительного времени и желания клиента платить за это деньги.